Уралмедправо

Лицензионный контроль соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

30.10.2018

В 2017 году Росздравнадзором продолжилась реализация полномочий по лицензионному контролю лицензиатов независимо от их ведомственной принадлежности на территории Российской Федерации.

Количество контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Росздравнадзором по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, в 2017 году составило 5 497 проверок юридических лиц (в 2016 году – 104 7), из них:

  • плановых – 2 220, что составило 40,4% проверок (в 2016 году – 386 – 36,9%);
  • внеплановых – 3277, что составило 59,6% проверок (в 2016 году – 661 – 63,1%).

Количество проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности

Отчетный период

2016 год

2017 год

Плановые

386

36,9%

2220

40,4%

Внеплановые

661

63,1%

3277

59,6%

Всего

1047

5497

В органы прокуратуры за отчетный период направлено 291 заявление о согласовании проведения внеплановых выездных проверок (в 2016 году - 61), из них отказано в согласовании проведения 59 проверок (в 2016 году - 9), что составило 20,3% (в 2016 году – 14,8%) от общего числа направленных заявлений.

Основаниями для проведения 3277 внеплановых проверок в 2017 году являлись (в 2016 году - 661):

  • истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения – 1373 (43,9%), в 2016 году – 321 (48,6%);
  • обращения граждан о фактах нарушения законодательства в сфере соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, а также информация от органов государственной власти, СМИ о фактах возникновения угрозы или причинения вреда жизни и здоровью граждан (в том числе поручения прокуратуры) – 1498 (48,5%), в 2016 году- 309 (46,7%);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации – 152 (7,6%), в 2016 году – 5 (4,7%).

Таким образом, соотношение в долевом выражении оснований для проведения внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности за отчетный период не изменилось, доминируют проверки по контролю за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания.

Количество предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, неисполненных после истечения срока, составило 262 (19,08%), в 2016 году – 62 (19,3%).

Анализ контроля за исполнением выданных предписаний по устранению нарушений показывает, что из 1373 проверок по исполнению ранее выданного предписания (в 2016 году – 321), проведенных в 2017 году, 262 предписания не исполнены в срок, указанный в предписании (в 2016 году – 62), т.е. 80,9% лицензиатов своевременно устранили нарушения (в 2016 году – 80,7%).

Увеличение контрольных мероприятий по лицензионному контролю медицинской деятельности более чем в 5 раз связано с передачей данного вида контроля организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей в Росздравнадзор в связи с вступлением в силу с 3 октября 2016 года Федерального закона от 05.04.2016 № 93-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». К полномочиям Росздравнадзора отнесен контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), осуществляющих медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации с указанной даты прекратили осуществлять контроль за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Кроме того, причиной роста проверок по соблюдению лицензионных требований послужило проведение Росздравнадзором политики оперативного реагирования на информацию о нарушении лицензионных требований, которые могут являться причинами причинения вреда жизни и здоровью граждан, что значительно увеличило доверие к Росздравнадзору.

Наиболее распространенные нарушения, приведшие к вынесению административных наказаний, приостановлению действия лицензии при проведении лицензионного контроля при осуществлении медицинской деятельности

За отчетный период проведено 5497 проверок соблюдения лицензионных требований (в 2016 году – 1047).

Количество проверенных юридических лиц составило 3827, что более чем в 4 раза превысило показатели 2016 года (790).

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного лицензиата за отчетный период, составило 1,44 проверки (в 2016 году -1,3).

При проведении 2 359 (42,9%) проверок выявлены нарушения лицензионных требований (в 2016 году – 475 (46%), из них:

  • при проведении 1 244 (52,7%) плановых проверок (в 2016 году – 206 (43,4%),
  • при проведении 1 115 (47,27%) внеплановых проверок (в 2016 году – 269 (56,7%).

Выявлено 7514 случаев нарушений лицензионных требований (в 2016 году – 1 468), из них грубых нарушений – 3 384 (45,0%) случаев (в 2016 году – 799 (54,4%).

Количество проверенных юридических лиц в рамках лицензионного контроля

Отчетный период

2016 год

2017 год

Количество проверенных юридических лиц

790

3827

Количество юридических лиц, в деятельности которых выявлены нарушения

428 (54,0%)

2144 (56,0%)

Количество проверок, проведенных по соблюдению лицензионных требований:

1047

5497

количество плановых проверок

386 (36,9%)

2220 (40,4%)

количество внеплановых проверок

661 (63,1%)

3277 (59,6%)

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения

475 (46,0%)

2359 (42,9%)

Количество случаев выявления грубых нарушений

799 (54,4%)

3384 (45,0%)

В ходе контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности проверено 3 827 юридических лиц (в 2016 году – 790), нарушения лицензионных требований выявлены в деятельности 2 144 (56,0%) проверенных лицензиатов (в 2016 году – 428 (54,0%).

Таким образом, доля юридических лиц, в деятельности которых выявляются нарушения лицензионных требований, существенно не меняется на протяжении последних лет.

В 2017 году из проверенных Росздравнадзором юридических лиц нарушения лицензионных требований установлены в 56% организаций (в 2016 году - 54%), практически каждая вторая проверенная организация нарушает лицензионные требования.

Анализ результатов контрольных мероприятий свидетельствует о том, что в 2017 году доля проверок, в результате которых выявляются нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, сохраняется в целом на уровне 2016 года.

Результаты лицензионного контроля при осуществлении медицинской деятельности

Год

Разница долей более 10%

2016 год

2017 год

Количество проведенных проверок,

из них:

1047

5497

плановых

386 (36,9%)

2220 (40,4%)

+ 3,5%

внеплановых

661 (63,1%)

3277 (59,6%)

- 3,5%

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, всего,

из них:

475 (45%)

2359 (42,9%)

в результате проведения плановых проверок

206 (43,4%)

1244 (52,7%)

+9,4%

в результате проведения внеплановых проверок

269 (56,6%)

1115 (47,3%)

-9,4%

Количество случаев нарушения лицензионных требований, выявленных по результатам проверок, всего,

из них:

1468

7514

в результате проведения плановых проверок

785 (53,5%)

4731 (63,0%)

+ 9,5%

в результате проведения внеплановых проверок

683 (46,5%)

2783 (37,0%)

- 9,5%

Случаи грубых нарушений лицензионных требований, всего, из них:

799 (54%)

3384 (45%)

- 9%

в результате проведения плановых проверок

389 (48,68%)

2106 (62,2%)

+13,6%

в результате проведения внеплановых проверок

410 (51,3%)

1278 (37,8%)

- 13,6%

Случаи грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение лицензиатами вреда, всего,

из них

127 (8,65%)

353 (4,7%)

- 4,0%

в результате проведения плановых проверок

4 (3%)

107 (30,3%)

+27,3%

в результате проведения внеплановых проверок

123 (97%)

246 (69,7%)

-27,3%

Причинение вреда – жизни, здоровью граждан, всего,

из них:

44 (35%)

350 (99%)

+ 64%

в результате проведения плановых проверок

1 (2,3%)

107 (30,6%)

+28,3%

в результате проведения внеплановых проверок

43 (97,7%)

243 (69,4%)

-28,3%

Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, существенно не изменилась и составила 42,9% (2359 проверок), в 2016 году – 45% (475).

Вместе с тем количество плановых проверок, по результатам которых выявлены грубые нарушения лицензионных требований, увеличилось на 13,55%, что в свою очередь привело к увеличению выявленных нарушений, повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан на 64%, в том числе в результате проведения плановых проверок - на 28,7%.

В структуре нарушений лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по-прежнему превалируют нарушения, связанные с соблюдением порядков оказания медицинской помощи, в 51% (в 2016 году – 59%), частота других нарушений:

  • отсутствие (несоблюдение) системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - 31%;
  • наличие принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий, незарегистрированных в установленном порядке - 9%;
  • осуществление отдельных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, без лицензии - 6%;
  • отсутствие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» -2%;
  • отсутствие технического обслуживания принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий – 0,25%;
  • отсутствие выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности – 0,25%;
  • отсутствие у заключивших с юридическим лицом трудовые договоры работников послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием) – 0,25%;
  • несоблюдение срока повышения квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет – 0,25%.

Сведения о применении административных наказаний

Количество проверок, по итогам которых за отчетный период при поведении лицензионного контроля медицинской деятельности выявлены нарушения лицензионных требований, составило 2 359 (42%), в 2016 году - 475 (45%).

Из них административные наказания по фактам выявленных нарушений применены при проведении 1 831 (77,6%) проверки, в 2016 году – 295 (62%).

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, составило 2 404 (в 2016 году - 490), из них:

  • 1409 - при проведении плановых проверок (в 2016 году - 244);
  • 995 - при проведении внеплановых проверок (в 2016 году –246).

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок судебными органами и Росздравнадзором - 2404 (в 2016 - 490), из них:

  • предупреждение - в 779 случаях (в 2016 году - 69);
  • административный штраф наложен в 1563 случаях (в 2016 году - 330), из них:
    • на должностное лицо – в 645 случаях (в 2016 году - 127);
    • а индивидуального предпринимателя – в 33 случаях (в 2016 - 3)
    • на юридическое лицо - в 864 случаях (в 2016 году - 199);
    • административное приостановление деятельности лицензиата по решению суда в 16 случаях (в 2016 году – 3 случая).

По заявлениям Росздравнадзора судами приняты решения о назначении административных штрафов на сумму 68 914 тыс. рублей (в 2016 году – 12 704,50 тыс. рублей), из них:

  • на должностное лицо – 8 756 тыс. рублей (в 2016 году – 1220,50 тыс. рублей);
  • на индивидуального предпринимателя – 124,00 тыс. рублей (в 2016 году – 4,00 тыс. рублей);
  • на юридическое лицо – 59 019,00 тыс. рублей (в 2016 году – 11 480,00 тыс. рублей);
  • по решениям судов взыскано административных штрафов на сумму 50 573,93 тыс. рублей (в 2016 году – 6 988,00 тыс. рублей - 55%), что составило 73% от общей суммы наложенных штрафов.

Количество случаев приостановления действия лицензий за нарушение лицензионных требований составило – 27, в 2016 году – 3.

Средний размер наложенного административного штрафа:

  • на должностное лицо – 13,57 тыс. рублей (в 2016 году – 9,61 тыс. рублей);
  • на индивидуального предпринимателя – 3,75 тыс. рублей (в 2016 году – 1,33 тыс. рублей)
  • на юридическое лицо – 68,30 тыс. рублей (в 2016 году – 57,69 тыс. рублей)

Меры административного реагирования

Год

Разница долей более 10%

2016

2017

Количество проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, всего,

из них:

475 (45%)

2 359 (42,9%)

Количество лицензионных проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, всего,

из них:

295 (62%)

1 831 (77,6%)

+15,6%

в результате проведения плановых проверок

131 (44,4%)

1019 (55,7%)

+11,3%

в результате проведения внеплановых проверок

164 (55,6%)

812 (44,4%)

-11,3%

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проверок, всего,

из них:

490

2404

в результате проведения плановых проверок

244 (49,8%)

1409 (58,6%)

+ 8,81%

в результате проведения внеплановых проверок

246 (50,2%)

995 (41,4%)

- 8,81%

Вынесено предупреждений лицензиатам, всего, из них:

136 (27,7%)

779 (32,4%)

+ 4,7%

в результате проведения плановых проверок

90 (66,0%)

527 (67,7%)

+1,7%

в результате проведения внеплановых проверок

46 (34,0%)

252 (32,4%)

- 1,7%

Наложен административный штраф, всего,

из них:

330 (67,4%)

1563 (65%)

- 2,4%

в результате проведения плановых проверок

142 (43,0%)

844 (54%)

+11,0%

в результате проведения внеплановых проверок

188 (57,0%)

719 (46%)

-11%

Наложен административный штраф на должностное лицо, всего, из них:

127 (26,0%)

645 (26,8%)

+0,8%

в результате проведения плановых проверок

68 (54,0%)

406 (63%)

+9%

в результате проведения внеплановых проверок

59 (46,0%)

239 (37%)

-9%

Наложен административный штраф на индивидуального предпринимателя, всего,

из них:

3 (0,6%)

33 (1,4%)

+0,8%

в результате проведения плановых проверок

1 (33,3%)

18 (54,55%)

+21,25%

в результате проведения внеплановых проверок

2 (66,7%)

15 (45,45)

-21,25%

Наложен административный штраф на юридическое лицо, всего, из них:

199 (40,6%)

864 (36%)

- 4,6%

в результате проведения плановых проверок

72 (36,0%)

406 (47%)

+11%

в результате проведения внеплановых проверок

127 (64,0%)

458 (53%)

-11%

Административное приостановление медицинской деятельности судом

3 (0,6%)

16 (0,7%)

+ 0,05%

Общее количество административных наказаний, наложенных по результатам проведения внеплановых проверок, увеличилось на 20,2%.

Увеличение суммы наложенных и взысканных штрафов в денежном выражении в 5,4 раза, в том числе увеличение общей суммы взысканных штрафов на конец отчетного периода на 18%, а также увеличение административных штрафов, наложенных на индивидуальных предпринимателей на 21,25% связано с переходом лицензионного контроля осуществления медицинской деятельности организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей от лицензирующих органов субъектов Российской Федерации к полномочиям Росздравнадзора (территориальных органов Росздравнадзора) с 03.10.2016, что привело к увеличению проверок в целом более чем в 5 раз.

Это в свою очередь привело к увеличению выявленных случаев грубых нарушений лицензионных требований, повлекших причинение лицензиатами вреда на 27,31% при проведении плановых проверок и случаев причинения.

В связи с этим можно сделать вывод о значительно более высокой эффективности внеплановых проверок соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

Сведения об используемой лицензирующим органом системе мониторинга случаев причинения лицензиатами вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с деятельностью лицензиатов

В 2017 году выявлено 350 случаев причинения лицензиатами вреда жизни и здоровью граждан (в 2016 году – 44).

Данные случаи и принятые меры по их устранению находятся на особом контроле руководства Росздравнадзора.

При выявлении признаков уголовных правонарушений материалы проверок направляются в правоохранительные органы.

В течение отчетного периода проводился мониторинг:

  • безлицензионной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями;
  • лицензирования медицинской деятельности в детских оздоровительных лагерях в период массового отдыха;
  • лицензионного контроля по соблюдению законодательства в сфере охраны здоровья граждан организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работу (услугу) по косметологии.

В 2017 году центральным аппаратом и территориальными органами Росздравнадзора в 33 субъектах Российской Федерации проведено 259 проверок медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, в том числе по работе (услуге) «косметология». Из них по обращениям граждан проведено 75 проверок.

Наибольшее количество проверок проведено в Санкт-Петербурге, Свердловской области, в Камчатском крае, в Республике Татарстан, Волгоградской, Рязанской, Тульской, Ростовской, Нижегородской областях.

При предоставлении косметологических услуг у 113 (44 %) организаций выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан.

По результатам проведенных проверок составлен 201 протокол об административных правонарушениях.

В Костромской, Курской и Ярославской областях выявлены не зарегистрированные медицинские изделия.

В целях профилактики безлицензионной медицинской деятельности при осуществлении выездных форм обслуживания населения осуществлялся мониторинг реализации пункта 16 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) в части установления случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.

Росздравнадзором проведен анализ правоприменительной практики п. 16 ч. 1 ст. 16 Закона, в результате которого установлено наличие нормативных актов, регламентирующих установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками вне таких организаций, а также в иных медицинских организациях, в 60% субъектов Российской Федерации.

Показатели эффективности лицензирования медицинской деятельности лицензирующими органами Российской Федерации

Сведения об организационной структуре лицензирующих органов

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации созданы структурные подразделения, которые осуществляют полномочия по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

В Росздравнадзоре создано Управление лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований, в структуре которого находится отдел лицензирования медицинской деятельности и контроля в сфере здравоохранения, сотрудники которого осуществляют лицензирование медицинской деятельности.

В субъектах Российской Федерации созданы 78 территориальных органов Росздравнадзора, осуществляющих полномочия по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также медицинских и иных организаций по лицензированию высокотехнологичной медицинской помощи, осуществляют лицензионный контроль медицинской помощи на территории субъектов Российской Федерации.

Сведения об организации и осуществлении лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе в электронной форме

В 2017 году лицензирующими органами Российской Федерации (Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) продолжилась реализация полномочий по лицензированию медицинских и иных организаций государственной и частной форм собственности, индивидуальных предпринимателей в части предоставления и переоформления лицензий, предоставления дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществления лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращения действия лицензий, формирования и ведения реестров выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждения форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждения форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Сведения о проведении проверок соискателей лицензии и лицензиатов, предоставивших заявления о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в лицензирующие органы субъектов Российской Федерации

Анализ и оценка эффективности лицензирования медицинской деятельности.

В соответствии с порядком лицензирования медицинской деятельности, установленным Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» лицензирующими органами субъектов Российской Федерации в 2017 году рассмотрено всего 26 371 заявление от медицинских и иных организаций государственной и частной форм собственности, индивидуальных предпринимателей на предоставление государственных услуг по лицензированию медицинской деятельности: получение и переоформление лицензии, прекращение действия лицензии, предоставление дубликата лицензии, предоставление копии лицензии, предоставление выписки из реестра лицензий (в 2016 году – 32 713), из них заявлений на:

  • предоставление лицензии на осуществление медицинской деятельности – 6 376 заявлений (в 2016 году – 6 634);
  • переоформление лицензии – 14 328 заявлений (в 2016 году – 20 900);
  • прекращение действия лицензии – 3 456 заявлений (в 2016 году – 2 184);
  • предоставление дубликата, копии лицензии на осуществление медицинской деятельности – 154 заявления (в 2016 году – 221);
  • предоставление выписки из реестра лицензий – 2 057 заявлений (в 2016 году – 2 774).

Количество рассмотренных заявлений соискателей лицензий и лицензиатов

Отчетный период

2016 год

2017 год

Абс.ч.

% от общего количества рассмотренных заявлений

Абс.ч.

% от общего количества рассмотренных заявлений

Заявлений о предоставлении лицензии

6 634

20,3%

6 376

24,1%

Заявлений о переоформлении лицензии

20 900

63,8%

14 328

54,3%

Заявлений о прекращении действия лицензии

2 184

6,7%

3 456

13,2%

Заявлений о выдаче дубликата, копии лицензии

221

0,7%

154

0,6%

Заявлений о выписке из реестра лицензий

2 774

8,5%

2 057

7,8%

Всего рассмотренных заявлений

32 713

26 371

В 2017 году в лицензирующие органы Российской федерации поступило 407 заявлений на получение (переоформление) лицензии на осуществление медицинской деятельности, прекращение деятельности лицензии, выдачу дубликата лицензии, копии лицензии в электронной форме, что в 1,6 раза больше чем в 2016 году (257 заявлений).

Всего в 2017 году в лицензирующие органы подано 14 328 заявлений на переоформление лицензии (2016 год – 20 900 заявлений).

Основаниями для переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности в 2017 году явились:

  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих медицинскую деятельность – 7 093 (в 2016 году – 9 602);
  • изменение адресов мест осуществления медицинской деятельности – 3 801(в 2016 году – 4 528);
  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность – 3 434 (в 2016 году – 6 770).

Структура обращений лицензиатов в лицензирующие органы для переоформления лицензий на осуществление медицинской деятельности в 2017 году изменилась.

Так, если в предыдущие годы на втором месте в структуре оснований переоформления лицензии находилось основание: «реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность», то в 2017 году юридические лица (индивидуальные предприниматели) в большинстве случаев переоформляли лицензии в связи с изменением адресов мест медицинской деятельности.

На первом месте по основаниям переоформления лицензии находится: «изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности» - 49,5% (2016 г. – 45,9%).

На втором – «изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем медицинской деятельности» – 26,5% (2016 г. – 21,7%).

На третьем – «реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность» – 24,0% (2016 г. - 32,4%).

Основания переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности

Основания для переоформления лицензии

2017 год

2016 год

Темп прироста

(%)

Изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих медицинскую деятельность

7 093

9 602

- 26,1%

Изменение адресов мест осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем медицинской деятельности

3 801

4 528

- 16,1%

Реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

3 434

6 770

-49,2%

Таким образом, в 2017 году количество обращений медицинских и иных организаций государственной и частной форм собственности, индивидуальных предпринимателей за получением и переоформлением лицензии на осуществление медицинской деятельности снизилось на 24,8%.

Также в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло снижение на 37% количества обращений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в лицензирующие органы для переоформления лицензии на осуществление медицинской деятельности по всем причинам.

Такое снижение можно объяснить стабилизацией рынка предоставления медицинских услуг, в том числе частными медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации.

Количество проведенных выездных проверок соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, в 2017 году составило 15 748 (в 2016 году – 18 030), из них:

  • количество выездных проверок в 2017 году, связанных с предоставлением лицензии, составило 5 758 (в 2016 году – 5 917), количество выездных проверок, связанных с переоформлением лицензии в 2017 году - 9 990 (в 2016 году – 12 113).

В 2017 году лицензирующими органами принято 484 решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (в 2016 году – 277):

  • по рассмотренным заявлениям и прилагаемым к ним документам в 237 случаях (2016 год – 169);
  • по результатам проведения выездных проверок соискателей лицензии в 247 случаях (2016 год – 108).

Таким образом, от общего количества поданных в 2017 году заявлений на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности лицензирующими органами отказано 7,6% соискателям лицензии (в 2016 году – 4,4%).

В 2017 году лицензирующими органами принято 356 решений об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности (в 2016 году – 339 решений):

  • по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов несоответствие лицензиатов при намерении переоформить лицензию составило 232 (в 2016 году – 209);
  • по результатам проведенных выездных проверок в 124 случаях (в 2016 году – 130).

От общего количества поданных в лицензирующие органы заявлений на переоформление лицензии на осуществление медицинской деятельности процент отказа в 2017 году составил 2,5% (2016 год - 1,7%).

Увеличение количества отказов лицензирующих органов в предоставлении и переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в 2017 году по сравнению с 2016 годом связано с системными переменами в осуществлении полномочий по контролю за лицензионными требованиями медицинских организаций: передача лицензионного контроля от лицензирующих органов субъектов Российской Федерации Росздравнадзору, и как следствие, – увеличение прозрачности процесса лицензирования в субъектах Российской Федерации.

В 2017 году лицензирующими органами приняты решения о прекращении действия лицензии в 3 456 случаях, что на 9,5% меньше чем в 2016 году (3 817).

Основными причинами прекращения действия лицензии на осуществление медицинской деятельности явились:

  • заявление лицензиата (правопреемника лицензиата) – 1 995 (2016 год – 2 184);
  • ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – 1 459 (2016 год – 1 608);
  • решение суда – 2 (2016 год – 25).

Общее количество предоставленных выписок из реестра лицензий в 2017 году составило 2 057 (в 2016 году – 2 080).

Наиболее распространенные причины отказа в предоставлении лицензии, переоформлении лицензии

Основными причинами отказа лицензирующих органов субъектов Российской Федерации в предоставлении и переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в 2017 году явились:

  • отсутствие принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
  • отсутствие заключивших с юридическим лицом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения по итогам 2017 года
На верх