Организация деятельности по конторлю за осуществлением переданных субъектам Российской Федерации полномочий по лицензированию

30.10.2018

Вопросы безопасности здоровья и жизни граждан признаются в числе приоритетных и требуют мобилизации усилий как со стороны федеральных органов власти - Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, так и со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сфере охраны здоровья граждан.

Основными задачами Росздравнадзора, как контролирующего органа, являются не только предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан Российской Федерации, но и консолидация усилий контролирующих органов, создание единого правового и информационного пространства, обеспечение информационной интеграции, а также облегчение и ускорение процесса предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде.

В рамках этих задач сегодня актуальным для Росздравнадзора является поиск новых подходов для организации и осуществления контроля и надзора за качеством и полнотой исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2017 году территориальными органами Росздравнадзора проводились контрольные мероприятия по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию следующих видов деятельности:

  • медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
  • фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
  • деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).

Контроль за осуществлением переданных полномочий по лицензированию осуществлялся посредством:

  • ежемесячного контроля ведения единого реестра лицензий, предоставленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • мониторинга отчетов по приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1180н «О требованиях к содержанию и формам отчетности, к порядку представления отчетности об осуществлении переданных полномочий в сфере охраны здоровья граждан»;
  • контроля за предоставлением сведений в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 30.03.2012 № 103 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством экономического развития Российской Федерации статистического наблюдения за осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности» (по полугодиям);
  • проведения плановых и внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что на данный вид контроля (до вступления в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 № 298 ФЗ «О внесении изменений в главу v Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») (далее–Закон) не распространялись положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с Законом в 2017 году территориальными органами Росздравнадзора плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по переданным полномочиям по лицензированию отдельных видов деятельности проводились в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, согласованным с прокуратурами субъектов Российской Федерации и внеплановые проверки - по согласованию с органами прокуратуры.

В 2017 году сотрудниками территориальных органов Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации проведено 32 контрольных мероприятия по вопросам полноты и качества исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности, из них:

  • плановых – 4 проверки (Забайкальский край, Липецкая область, Рязанская область, Удмуртская Республика);
  • внеплановых – 28 проверок (Амурская область - 1, Астраханская область - 1, Владимирская область - 1, Забайкальский край - 1, Ивановская область - 1, Красноярский край - 1, Курская область - 1, Липецкая область - 1, г. Москва - 1, Московская область - 2, Мурманская область - 1, Орловская область - 1, Пензенская область - 1, Республика Адыгея - 1, Республика Башкортостан - 1, Республика Калмыкия - 1, Республика Северная Осетия-Алания - 1, Республика Татарстан - 1, Республика Тыва - 2, Рязанская область - 1, г. Санкт-Петербург - 2, Ульяновская область - 1, Челябинская область - 3).

Для включения в плановую проверку органа государственной власти, осуществляющего переданные полномочия по лицензированию деятельности в сфере здравоохранения, проводился анализ деятельности органа государственной власти за предшествующие два года, а также анализ обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам оказания государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, поступивших в территориальный орган Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации и в центральный аппарат Росздравнадзора.

Основанием для проведения внеплановых проверок послужили обращения, жалобы граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на законность предоставления лицензий на медицинскую деятельность, фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, сверка данных с налоговыми органами по межведомственному взаимодействию по наличию и функционированию организаций или жалоб граждан на ущемление их прав на получение лицензии.

Росздравнадзором проведен анализ контрольных мероприятий, который позволил выявить следующие нарушения законодательства, допускаемые органами государственной власти при оказании государственной услуги по лицензированию отдельных видов деятельности:

  • принимаются к рассмотрению неполные пакеты документов на переоформление лицензии на медицинскую деятельность (Пензенская область);
  • в пакете документов, представленных в лицензирующий орган соискателем лицензии, имеются документы, не предусмотренные действующим законодательством (в отдельных лицензионных делах находятся копии документов, не предусмотренных требованиями действующего законодательства в области лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (Липецкая область);
  • в лицензионном деле отсутствуют правоустанавливающие документы на здания (помещения) по заявленным адресам осуществления деятельности (Республика Татарстан);
  • в лицензионных делах не представлены документы на медицинские изделия или установлено несоответствие перечня оборудования (аппаратов, приборов, инструментов), необходимого для выполнения заявленных работ (услуг), принадлежащих на праве собственности или ином законном основании заявителю (Липецкая область, Пензенская область, г. Санкт-Петербург, Рязанская область);
  • в лицензионном деле на медицинскую деятельность представлен договор с организацией, не имеющей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Пензенская область);
  • принимаются положительные решения о выдаче или переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности при наличии в представленном лицензиатом заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверной и (или) искаженной информации (г. Москва, Московская область, Пензенская область);
  • принимается положительное решение о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности в связи с внесением изменений в перечень работ по видам работ(услуг) без проведения выездной проверки (Республика Татарстан);
  • не направляются уведомления соискателям лицензии о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений в пакете документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии (Пензенская область);
  • формы документов, используемые в процессе лицензирования, не приведены в соответствие с образцами утвержденных документов (Липецкая область);
  • отсутствует возможность приема заявлений в электронном виде через портал «Государственные Услуги» (Липецкая область);
  • межведомственное информационное взаимодействие осуществляется не в полном объеме между органами исполнительной власти и органами, предоставляющими государственные услуги, при предоставлении лицензий (Кабардино-Балкарская Республика);
  • в акте проверки юридического лица отсутствует подпись члена комиссии (Липецкая область);
  • информация, содержащаяся в реестре лицензий, не анализируется, в результате у одного и того же юридического лица имеется несколько действующих лицензий в одном субъекте Российской Федерации (Республика Тыва);
  • в реестр лицензий своевременно не вносятся изменения при переоформлении лицензии или информация вносится с техническими ошибками (Республика Тыва);
  • в Административном регламенте органа государственной власти, осуществляющего деятельность по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, не указан адрес его места нахождения (г. Москва);
  • услуга по лицензированию медицинской деятельности оказывается не по адресу, указанному в Административном регламенте лицензирующего органа (Московская область);
  • предписание о необходимости устранения нарушений обязательных требований по осуществлению переданных полномочий по лицензированию медицинской деятельности, выявленных в ходе предыдущей внеплановой выездной проверки, не исполнено органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (г. Москва).

По результатам проведенных контрольных мероприятий выдано 13 предписаний (Липецкая область - 1, г. Москва - 1, Московская область - 2, Пензенская область - 1, Республика Адыгея - 1, Республика Башкортостан - 1, Республика Татарстан - 1, Республика Тыва - 2, Рязанская область - 1, г. Санкт-Петербург - 1, Челябинская область - 1), из них:

  • 4 предписания не исполнены в установленный срок (Амурская область, Республика Северная Осетия-Алания (выданных по результатам контрольных мероприятий в 2016 году со сроком исполнения в 2017 году; Московская область, Республика Тыва));
  • 1 предписание выполнено с нарушением установленного срока (Республика Тыва).

Информация о выявленных нарушениях направлялась:

  • в органы прокуратуры: Пензенской области, Рязанской области, Республики Татарстан, г. Санкт-Петербурга;
  • в правительство субъекта Российской Федерации: Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва;
  • Губернатору Рязанской области;
  • Главному федеральному инспектору по Рязанской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО.

По результатам проверок составлено 4 протокола по статье 19.5.21 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Амурская область - 1, Республика Северная Осетия-Алания – 1, Астраханская область – 1, Республика Тыва – 1).

Судом рассмотрено 3 протокола об административном правонарушении (Астраханская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва).

По решению суда вынесено 1 предупреждение (Астраханская область), наложено 2 штрафа (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Тыва).

Сумма наложенных штрафов составила 60 тыс. руб. (Республика Северная Осетия-Алания - 30 тыс. руб., Республика Тыва - 30 тыс. руб.).

Сумма взысканных штрафов составила 60 тыс. руб. (Республика Северная Осетия-Алания - 30 тыс. руб., Республика Тыва - 30 тыс. руб.).

Таким образом, по итогам 2017 года Росздравнадзором установлено, что полномочия по лицензированию, переданные для исполнения в субъекты Российской Федерации, исполнены не в полном объеме в отдельных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С целью повышения результативности осуществления органами исполнительной власти переданных полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности территориальными органами Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в течение года оказывалась консультативная и методическая помощь сотрудникам лицензирующих органов субъектов Российской Федерации.

Повышению эффективности осуществления лицензирования в сфере здравоохранения также способствует размещение информации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности в доступных печатных средствах массовой информации, в том числе информационные материалы размещались в научно- практическом журнале для специалистов в сфере здравоохранения и фармацевтической деятельности «Вестник Росздравнадзора», проведение «круглых столов» по вопросам лицензирования, соблюдение принципа открытости информации о деятельности государственных органов, регулярное проведение социологических опросов и мониторинга по вопросу качества оказания услуг по лицензированию.

Доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения по итогам 2017 года
На верх